Советы специалистов
Консультация логопеда «Научим язычок правильно говорить»
Дорогие родители!
Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени, либо занятиями со специалистом (старания которого могут “уйти в песок” из-за отсутствия поддержки с вашей стороны). У вас есть в запасе еще время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой.
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащения словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.
Уважаемые родители, помните!
1. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
2. Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе т. к. письменная речь формируется на основе устной. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье.
3. Речь отца, матери и всех членов семьи - это первый образец, которому подражает ребенок.
«Последовательность работы по коррекции нарушений звукопроизношения»
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов.
1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:
- развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
- развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха
2. Постановка звука. Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука.
3. Автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных и сложных этапов.
4. Этап дифференциации смешиваемых звуков. Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков.
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков:
1-2 года: А, О, Э, П, Б, М.
2-3 года: И, Ы, У, Ф, В, Д, Т, Н, Г, К, Х, Й.
3-5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
4-5 лет: Р, Л.
Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие (при нормальном развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.
Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять
Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.
Хорошая речь-яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.
На чистоту речи ребёнка влияют такие факторы, как:
• речевой слух
• речевое внимание
• речевое дыхание
• голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
• Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые проблемы, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
• Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»
• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всеми детям и взрослым- научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
• Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
• Выполнять упражнения следует 3-4 раза в день по 3-5 минут.
• На первых занятиях упражнение повторяется 2-3- раза, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
• При отборе упражнений для АГ надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя.
• Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения АГ должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом.
«Зачем логопед задает домашние задания?»
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе.
Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением задания ребенком дома :
1.Индивидуальное задание ребенку по закреплению правильного звукопроизношения логопед записывает в тетрадь, задания по закреплению пройденного материала.
2. Домашние задания необходимо выполнять ежедневно.
3. Рабочую тетрадь в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
«Зачем выполнять домашние задания от учителя-логопеда»
Каким же участвуют родители в логопедической работе? Выполняют назначения специалистов и домашние задания от учителя-логопеда.
Логопедические задания – это различные виды упражнений, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые формируются на занятиях:
- правильное звукопроизношение
- лексико-грамматический строй и связная речь
- подготовка к обучению грамоте, графо-моторные навыки и др.
Если не закреплять поставленные звуки, и ребенок дома продолжает говорить с искажениями, не слышит дефектов произношения, то процесс исправления может длиться и длиться, так как результат будет краткосрочный, недолгий и нестойкий.
Чтобы этого не произошло, родители закрепляют с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, то есть в повседневной жизни.
Это и есть ГЛАВНАЯ ОСОБАЯ МИССИЯ РОДИТЕЛЕЙ – ЗАКРЕПЛЯТЬ ПРАВИЛЬНОЕ И ГРАМОТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ!
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- не ругать ребенка за неправильную речь
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов
- позитивно настраивать ребенка на занятия
- хвалить за правильное произношение.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ ДОМА?
1. Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
3. Время проведения занятий 10-15 минут.
4. Хвалите ребёнка за каждое достижение.
5. Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6. Все задания выполняются устно.
Желаем вам успехов! Верим в ваши силы и возможности ваших детей!
Консультация логопеда «Обогащаем словарь детей»
Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).
В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Дети допускают ошибки при изменении окончаний существительных по родам и числам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы»…); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки»…). Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание.
Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком.
Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребёнка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни детского сада и семьи. Важно создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.
Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».
Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.
Упражнения с существительными
Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)
Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).
Упражнение с глаголами
Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)
Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться), Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться). Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться), Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.
Упражнения с прилагательными
Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).
Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Какие слова можно сказать о щенке, грызущим кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).
Упражнения с наречиями
Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).
Упражнение на подбор родственных слов
Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнение на подбор сравнений
Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Упражнения на «зарисовку» слов
Во время вечерних игр можно предложить ребёнку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.
Например:
Родитель. Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?
- Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…
- Попробуй нарисовать это состояние погоды.
- Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;
- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки У, С, Р.
- отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т.п.)
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.